Профессиограмма
Журналист
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
- Работа в системах «Человек – Знаковая система», «Человек-Человек»
- Журналист занимается по трудовому или иному договору сбором информации, подготовкой и (или) редактированием сообщений и материалов, необходимых для создания средства массовой информации. Информирует людей достоверными фактами. Проводит анализ фактов и ситуаций, оценку текущих событий. Осуществляет поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации.
- Готовит материалы для публикации. Проводит литературную обработку материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).
- Работа возможна и в офисе, и дома и на месте событий. Как правило, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях необходимо наличие компьютера и мобильных средств связи (телефон, Интернет).
- В задачу журналиста входит, во-первых, грамотно, увлекательно, доступно и как можно короче изложить информацию. Статья независимо от темы должна быть написана простым и легким языком, без сложных отступлений. Во-вторых, журналисту необходимо работать оперативно. Он делает материалы фактически в режиме конвейера, потому что информация устаревает. По этой же причине необходимо не только писать, но и много читать, чтобы иметь возможность в короткий срок создать статью с оригинальными началом и концовкой. И третье важное условие — беспрестанный поиск интересной информации. Сенсация — непременный спутник работы журналиста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен знать:
- законодательство о средствах массовой информации и основы авторского права;
- нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню средств массовой информации;
- хорошее знание филологии, литературоведения и иностранных языков;
- теория и история журналистики;
- авторское право;
- основы психологии;
- риторика, логика;
- знания в области литературного редактирования.
Должен уметь:
- налаживать контакты с целью получения информации;
- анализировать события, выделяя значимые и актуальные факты;
- создавать связные и грамотные тексты;
- собирать и систематизировать информацию, пользуясь различными источниками;
- проводить социологические и культурологические исследования, анализировать результаты мониторинга реакции аудитории;
- ораторские навыки и умения;
- редактирование, корректура и верстка текста;
- работать на компьютере и в телекоммуникационных сетях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
- литературные способности;
- развитое аналитическое и образное мышление;
- навыки общения и взаимодействия с людьми;
- умение слушать и слышать собеседника;
- вербальные способности;
- высокий уровень развития памяти;
- лидерские качества;
- наблюдательность;
- высокий уровень физической и психической выносливости;
- объективность, эрудированность;
- уравновешенность, вежливость, терпение и уважение к другому человеку.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа противопоказана людям с заболеваниями:
- ограничивающими двигательную активность;
- нервной системы,
- дефектами зрения и слуха.
БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
- Корреспондент,
- редактор,
- репортер,
- литературный критик,
- копирайтер,
- пресс-секретарь,
- советник по работе со СМИ и общественностью,
- менеджер по рекламе.
ОБУЧЕНИЕ
Высшие учебные заведения.
ИНТЕРЕСНОЕ О ПРОФЕССИИ
Определить, есть ли у вас журналистские задатки, можно еще на начальном этапе, то есть в школе. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее поймете, подходит ли вам профессия журналиста. Школы юных корреспондентов существуют и в наши дни: они работают при крупных газетах и журналах, во Дворцах юношеского творчества и университетах. Учеба в подобной школе позволит получать профессиональные навыки и одновременно публиковаться: небольшие издания с удовольствием возьмут ваши статьи, особенно на школьную тематику. Но самое главное, к окончанию школы у вас за плечами уже будут собственные публикации и несколько произведений «в столе», а это непременное условие для поступления на факультет. Как правило, нужно не менее трех опубликованных материалов, а еще лучше, если вам даст характеристику редакция или издательство, где вы работали.
В соответствии с Государственным стандартом, принятым Министерством образования РФ, учебная программа факультетов журналистики состоит из трех основных частей: филологических дисциплин, специальных предметов и иностранного языка. Филологические дисциплины позволят вам, оценивая опыт предшественников, научиться писать самим и выработать собственный стиль. Программа курса состоит из теории литературы, истории русской и зарубежной литературы. Как правило, данный курс разбит на несколько этапов и растянут на все пять лет обучения. В него входит изучение древнерусской и античной литературы, затем, следуя хронологии, можно ознакомиться с литературой Средневековья, Возрождения, ХVIII, ХIХ и ХХ веков, как зарубежной, так и русской. Поэтому при выборе вуза обращайте особое внимание на его программу обучения (расписание предметов и количество часов). Запомните, журналистика не прощает пробелов в знаниях. Отсутствие той или иной дисциплины — в будущем минус вашим возможностям. Без глубоких литературных познаний вы не сможете ни составить оригинальный рекламный слоган, ни написать статью о зубных протезах. Одно из условий вашей оригинальности и профессионализма — отличное владение родным языком и хороший словарный багаж из афоризмов, синонимов и метафор.
Немного об иностранном языке. Для начала определитесь, насколько вам необходимо его углубленное изучение. Если вы хотите работать с зарубежной прессой, Интернетом или уже выбрали страну, жизнь которой намерены освещать в своих работах, вам придется уделить иностранному языку львиную долю своего времени, хотя бы на первых порах. И в этом случае опять придется обратиться к вузовской программе обучения. Как правило, стандартное расписание предусматривает от четырех до шести часов занятий языком в неделю. Для качественной подготовки этого катастрофически мало, особенно для журналиста-международника. Если иностранный язык имеет для вас принципиальное значение, ищите вуз с более углубленным его изучением.
Но самое главное — специальные предметы: чем их больше, тем лучше профессиональная подготовка. Здесь все зависит от выбранной специализации: газетная, фото-, радио-, теле- или интернет-журналистика.
В свою очередь она может делиться на такие узкие направления, как общественная, экономическая, культурная, спортивная журналистика и многие другие. Вам остается только сделать выбор и составить для себя из предложенных дисциплин комплекс тех, которые позволят получить максимум знаний и возможностей для дальнейшего поиска работы.
И еще одно правило, которое нужно выучить назубок. Если речь идет не о штатной работе, платят в этой профессии только по факту, то есть за опубликованный материал или вышедший в эфир сюжет. И никак иначе. Вы можете целый месяц гоняться за информацией, просидеть ночи в библиотеке, написать, с вашей точки зрения, потрясающую историю и… оказаться перед закрытой дверью. Помните, заплатят вам только за то, что нужно издателю. Никого не будет интересовать ни ваш талант, ни ваше умение грамотно складывать слова в предложения. Если вы не сможете уловить, что интересно в данный момент обществу, и доказать непосредственному руководителю, что ваш материал люди будут читать и смотреть, вы не состоитесь как журналист.